Колонка эксперта Максим Долгов, Основатель Архитектурной мастерской DA
Развитие модульных объектов размещения, включая глэмпинги, оказалось не столь гладким, как планировалось в рамках федеральных программ.
С 2022 по 2024 годы 66 субъектов РФ получили 22,2 млрд рублей на создание таких объектов, но только 80% из запланированного номерного фонда было введено в эксплуатацию. При этом сроки и объемы выполнения неоднократно корректировались. О результатах проверки сообщает сайт Счетной палаты.
Контроль за расходованием субсидий оказался недостаточным. Проверки выявили случаи, когда проекты размещались на землях с разрешенным видом использования, а конкурсная документация содержала значительные пробелы — от отсутствия прав на участки до неподтвержденного обоснования бюджетов.
Нередко сама правовая база мешала реализации: в ряде регионов не существует четких требований к глэмпингам, а также механизмов выделения и перевода участков под их нужды.
Мы попросили прокомментировать ситуацию Максима Долгова, основателя Архитектурной мастерской DA:
— Отмечу, что до 70% существующих глэмпингов размещены на землях с несоответствующим видом разрешенного использования, в основном, на сельхозугодьях и особо охраняемых природных территориях (ООПТ), но некоторые проекты — на землях, где туристическая деятельность прямо запрещена.
Отсутствие в законодательстве специальных ВРИ для глэмпингов вынудило бизнес использовать обходные схемы, например, регистрируя объекты как фермерское хозяйство. И это проблема для государства, так как неурегулированность вызывает протесты местных активистов, уменьшает налогооблагаемую базу.
Для собственников за несоответствие ВРИ грозят штрафы до 500 тыс. руб., демонтаж объектов и потеря инвестиций.
Среди главных проблем, которые могут возникнуть у владельцев глэмпингов, — бюрократические сложности, в том числе при освоении средств, выделенных для реализации федерального проекта «Развитие туристической инфраструктуры», а также правовая неопределенность. Требования к глэмпингам применяются по аналогии с отелями, но часто не учитывают специфику некапитальных строений.
Еще одна проблема — дефицит подходящих территорий, и, как следствие, отсутствие простого и понятного механизма изменения ВРИ.
На сельхозземлях строительство глэмпингов запрещено, а перевод в рекреационную категорию занимает 2–5 лет. Если рассматривать лесной фонд, то тут подключение к электросетям невозможно без статуса «зоны отдыха».
60% проектов в лесных массивах не могут легально подключиться к электросетям и водоснабжению. Аренда ограничена 2–3 годами, что не окупает инвестиции. Чтобы решить данный вопрос, необходимо разработать дорожную карту получения разрешений на размещение глэмпингов.
Подготовил Арсений Шуринов
Интересные статьи:
► Конкуренция между сервисами аренды жилья делает рынок безопаснее
► Как работает Bronevik.com: дистрибуция, комиссии и защита от ошибок
► «Портрет отельера»: Инна Рындина, коммерческий директор Группы Отелей «Русские Сезоны»
Хотите больше актуальной и эксклюзивной информации?
Подписывайтесь на Телеграм канал ►
Подписывайтесь на Телеграм канал ►
—
Источник



















