Юг под прицелом реформ: Елена Папиж о налогах, гостевых домах и нехватке кадров

Колонка эксперта Елена Папиж, Президент Ассоциации профессионалов индустрии гостеприимства

Юг России входит в новую фазу регулирования туристической отрасли. Ростовская область и Краснодарский край с сентября 2025 года станут пилотными площадками по легализации гостевых домов.

Но, по словам президента Ассоциации профессионалов индустрии гостеприимства Елены Папиж, легализация станет вызовом для бизнеса: в правовое поле попадут только дома до трех этажей, расположенные в населенных пунктах с разрешением на жилое строительство. Объекты в садоводствах останутся «вне игры».

На фоне экологического ЧП власти Анапы до конца 2025 года отменили туристический налог — но насколько это эффективная мера, и можно ли тиражировать ее в других регионах?

Добавим к этому предстоящую обязательную классификацию отелей и хронический кадровый дефицит — и картина турсезона выглядит непростой.

О том, что помогает бизнесу выживать, какие меры поддержки действительно работают, и что тормозит развитие индустрии, — в беседе с Еленой Папиж специально для портала WT.

— Власти Анапы отменили сбор туристического налога до конца 2025 года на фоне экологического ЧП. Как вы оцениваете такую меру? Может ли она стать моделью для других курортных регионов?

— Скорее да, чем нет, но это точно недостаточная мера. Когда люди едут на курорт, они готовы платить.

Во многих городах, где действовал курортный сбор — а он, что важно, составлял всего 30–50 рублей — туристы отмечали положительные изменения в инфраструктуре. Отзывы муниципалитетов, правда, разнятся.

С туристическим налогом все гораздо сложнее: его платит не гость, а предприятие. Фактически это еще один оборотный налог. Минимальная ставка — 100 рублей, и для объектов, работающих в бюджетном сегменте, это часто очень много. Иногда слишком, чтобы просто выжить и не закрыться.

Кроме того, эти средства не маркированы: они просто поступают в бюджет и не имеют целевого назначения. Это нужно менять. Минимальную ставку стоит пересмотреть.

Пусть это будет процент от оборота — разумный, понятный, посильный. В целом, все понимают, что платить нужно. Вопрос, как, сколько и на что пойдут эти деньги.

— С 1 сентября 2025 года заканчивается действие отсрочки на обязательную классификацию гостиниц. Готов ли рынок к этому рубежу? Какие риски вы видите для малого бизнеса?

— Сейчас ведется большая работа с бизнесом: информируем, помогаем, разъясняем, как пройти классификацию в срок.

Думаю, большинство отельеров успеют попасть в реестр.

Конечно, есть риски, особенно для малых объектов, но и здесь важно, чтобы органы власти не занимали карающую позицию, а оставались в конструктивном диалоге с отраслью.

— Сегодня многие отели жалуются на дефицит персонала, особенно в малых городах. Как можно системно решать проблему качества сервиса и привлечения квалифицированных кадров?

— Кадровый дефицит — сегодня ключевая проблема во всех отраслях экономики, кроме, пожалуй, доставки еды.

Собрать сильную команду в отеле реально, если грамотно сочетать материальную и нематериальную мотивацию.

Молодежь сегодня хочет зарабатывать много и быстро, желательно без особых усилий. Но индустрия гостеприимства не про легкие деньги. Это тяжелая, ответственная работа.

Она требует знаний, навыков, выносливости и сильной нервной системы. При этом уровень зарплат не всегда соответствует ожиданиям соискателей.

Системно вопрос решается только на уровне государства. Здесь и профориентация, и образование, начиная со школы.

Это история на десятилетия.

— Как власти планируют легализовать деятельность гостевых домов?

— Опубликован текст ФЗ об эксперименте с легализацией ГД.

Но основные подзаконные нормативные документы еще предстоит разработать региональным властям субъектов РФ — участникам эксперимента.

Рано говорить об инструментах, но уже понятно, что владельцам гостевых домов предстоит начать с узаконения зданий и земель под ними, привязки кадастровых номеров в ФИАС.

Интересные статьи:

► Когда деньги звонят, а трубку не берут
► Сильный бренд: эффективные стратегии для управления репутацией отеля
► «Портрет отельера»: Владимир Инякин, создатель арт-резиденции «Менчаково»

Хотите больше актуальной и эксклюзивной информации?

Подписывайтесь на Телеграм канал ►


Источник