Геннадий Шаталов: «Маршруты, которые вдохновляют на путешествия»

Эксклюзив WT Геннадий Шаталов, Авторитетный эксперт; Лауреат Премии Правительства РФ; Инициатор «Russian Event Awards» и «Маршрута года»

Геннадий Шаталов — человек-легенда в российском туризме.

Его имя ассоциируется с системной трансформацией отрасли, запуском ключевых премий, проектами, которые за последние 15 лет стали точками роста для событийного, внутреннего и въездного туризма.

Авторитетный эксперт, лауреат Премии Правительства РФ, инициатор «Russian Event Awards» и «Маршрута года», он не просто наблюдает за изменениями в индустрии — он их формирует.

Новый проект Шаталова — книга «Маршруты, которые вдохновляют на путешествия» — обобщение опыта, собранного со всей страны: от туроператоров, экскурсоводов, музеев до региональных ТИЦов.

Это издание станет практическим ориентиром для профессионалов, работающих на переднем крае туризма.

В ней — лучшие маршруты, экспертные рекомендации и живая ткань отрасли, которая дышит, развивается, ищет язык общения с современным путешественником.

Презентация книги состоится в ноябре 2025 года на финале XII Всероссийской туристской премии «Маршрут года».

Корреспондент WT поговорил с Геннадием Шаталовым о смысле, заложенном в проект, о вызовах времени и о том, что сегодня по-настоящему вдохновляет на путешествия.

— Что сегодня вдохновляет вас как автора и эксперта — география, люди, смысл маршрута или результат, который он дает региону?

— ЛЮДИ! Люди едут к Людям! Люди едут к Людям в Города!

Меня всегда на путешествия вдохновляли и вдохновляли Люди! Люди, создающие туристические события и вдохновляющие турмаршруты и экскурсии!

У меня очень сложный график, начиная с 2016 года я практически в путешествиях нахожусь по 290-300 дней в году. За эти годы я побывал более чем в 400 городах (это примерно) и 79 регионах страны.

Во многих регионах и городах я побывал по нескольку раз, и это связано с тем, что на этих территориях мы вместе с моими друзьями, живущими на этих территориях и влюбленными в них, делаем совместные проекты, которые впоследствии дают результат.

— Как вы определяете, что маршрут действительно вдохновляет?

— Очень просто – мне спустя какое-то время после возвращения хочется вернуться в этот регион или город, в буквальном смысле «тянет».

Например, в сентябре 2017 года я впервые побывал в Бурятии, и в рамках поездки посетил Иволгинский дацан. Спустя некоторое время я понял, что регион для меня притягивающий и вдохновляющий, а Иволгинский дацан – это мое место силы и энергии.

За эти годы я побывал 25 раз в Солнечной Бурятии и каждую свою поездку я начинал с посещения Иволгинского дацана. Да и в 2020 году я специально с будущей супругой и друзьями прилетел в Улан-Удэ, чтобы зарегистрировать брак в ЗАГСе города и пройти обряд «гэршэлгэ» в Иволгинском дацане.

— ⁠Какие ошибки чаще всего совершают создатели маршрутов — даже те, кто искренне любит свое дело?

— Я не люблю говорить о недостатках и ошибках, предпочитаю это называть «точками ростами».

Я выделил 2 точки роста:

  • правильное позиционирование маршрута;
  • правильное продвижение маршрута.

Для каждого маршрута надо четко формулировать целевую аудиторию. Нельзя делать маршрут по принципу – для всех.

Надо не забывать про разницу возрастов и интересов туристов. Они разные. И исходя из этого, и надо четче формировать маршрут для конкретной ЦА.

Недостаточно эффективно туроператорские компании решают и вопросы продвижения своего продукта.

— ⁠Ваша книга — это не просто сборник маршрутов, а попытка выстроить канон или новую методологию?

— Хочется создать настоящее методическое пособие, которое станет настольной книгой и для органов власти, и для туроператоров.

Создать книгу, которая будет востребована, как и предыдущие мои книги: «Туристический сувенир: от идеи до туриста», «Туристическое событие: от идеи до туриста» и «Туристический сувенир: Россия вдохновляет», тираж которых быстро «разлетелся» и издание стало популярным в отечественном туризме.

И не просто популярным, но судя по огромному количеству отзывов реально стали пособиями, к которые читают вновь и вновь, к которым обращаются при проектировании туристического события или сувенира.

— ⁠Насколько важно сейчас переходить от «маршрутов для галочки» к эмоциональным и смысловым продуктам?

— Это очень важно. Путешествие – это осознанный выбор человека.

Человек едет в тур за эмоциями, новыми впечатлениями, новыми знаниями и опытом, за поиском смысла.

Туризм стал более осознанным. Человек не едет просто так.

— Как вы лично представляете себе идеальный маршрут будущего?

— Идеального ничего не бывает, и особенно в туризме.

Меняется человек, меняются его запросы, туроператоры постоянно наполняют рынок новыми предложениями (предложение рождает спрос).

Мне хочется, чтобы продолжилось развитие такого направления – этнокультурные туристические маршруты.

Интересные статьи:

► Российский турист в Абхазии: массовость как вызов и ресурс
► «Портрет отельера»: Геннадий Сабуров, генеральный директор Спа-отеля Voda 5*, Санкт-Петербург
► Как работает Bronevik.com: дистрибуция, комиссии и защита от ошибок

Хотите больше актуальной и эксклюзивной информации?

Подписывайтесь на Телеграм канал ►


Источник