Мария Бадмацыренова: «Каждый шестой инвестпроект в Арктике сегодня — в сфере туризма»

Эксклюзив WT Мария Бадмацыренова, Заместитель директора инвестиционного департамента Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики

Развитие туризма в Арктике больше не кажется экзотической темой — это устойчивый тренд, за которым стоят конкретные цифры, механизмы поддержки и инвестиционные планы.

В 2024 году Арктическая зона приняла более 1,2 миллиона туристов, а интерес со стороны бизнеса продолжает расти.

Почему сегодня предприниматели все чаще смотрят в сторону Крайнего Севера? Какие регионы становятся новыми туристическими драйверами? И почему Арктика сегодня уже не труднодоступная, но и потенциально прибыльная территория для турпроектов?

Об этом мы поговорили с Марией Бадмацыреновой, заместителем директора инвестиционного департамента Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики, членом Экспертного совета Комитета по туризму и развитию туристической инфраструктуры Госдумы РФ.

— Вы упомянули, что турпоток в Арктику стабильно растет. Кто сегодня едет в Арктику — что это за туристы, откуда они, что ищут?

— В 2024 году АЗРФ приняла более 1,2 млн туристов.

По количеству туристов среди регионов Арктики лидируют Мурманская область, Архангельская область и ЯНАО. По сравнению с 2023 годом, турпоток в регионы АЗРФ вырос на 20%.

Сюда едут за красивой природой, полярным сиянием, горнолыжными курортами с самым длинным в стране сезоном катания (курорт «Большой Вудъявр» в Хибинах), знакомством с бытом и традициями коренных народов. Сезон в Арктике протяженный – в феврале-марте здесь можно приехать за полярным сиянием в Мурманск, и Архангельск, а в августе наблюдать за китами на Чукотке или знакомиться с традициями оленеводов в ЯНАО.

— Какие регионы Арктической зоны сегодня развиваются быстрее других с точки зрения туризма? Что влияет на их динамику — локация, инфраструктура, активность инвесторов?

— Все больше людей выбирает автомобильные путешествия – это удобный вариант выходного дня или коротких каникул, позволяющий посетить отдаленные достопримечательности и близлежащие регионы: так, жители Подмосковья и Ленинградской области могут уехать на выходные в Карелию, Архангельскую или Мурманскую области, а жители Тюменской области, например, в ЯНАО.

Для развития этого направления необходимо развитие придорожных сервисов, в том числе рассчитанных на туристов – помимо заправок, автосервисов и магазинов необходимы отели, кафе и аптеки в непосредственной близости от трасс.

Перспективно и развитие санаторно-курортного направления туризма, поскольку за период отпуска и каникул туристы стараются восстановить здоровье. Строительство оздоровительных объектов наиболее востребовано в популярных туристических локациях с красивой природой и достопримечательностями рядом, что позволяет максимально разнообразить отдых.

— Вы отметили, что растет интерес со стороны инвесторов. Что делает Арктику привлекательной для них? Какие условия вы создаете для того, чтобы вложения были оправданы?

— В Арктике и на Дальнем Востоке – а это около половины территории страны, — действуют уникальные, самые выгодные в России условия ведения бизнеса на территориях опережающего развития (ТОР), в Арктической зоне Российской Федерации (АЗРФ), свободном порту Владивосток (СПВ), на Курильских островах РФ (КОРФ).

Государство снижает ставки по основным налогам, субсидирует страховые взносы, возмещает затраты на инфраструктуру и предоставляет льготные кредиты. Сегодня каждый десятый проект на Дальнем Востоке и каждый шестой в Арктике, созданный с помощью господдержки, ориентирован на развитие туризма.

Преференциальный режим АЗРФ предоставляет предпринимателям льготные условия налогообложения и компенсацию страховых взносов, что стимулирует развитие бизнеса. Программа «Гектар» — дополнительный стимул для развития туристических проектов: каждый пятый взятый в Арктике участок используется в этой сфере.

— С какими основными сложностями сталкиваются инвесторы при строительстве гостиниц в Арктике, и как государство помогает их решать?

— С резидентами АЗРФ в сфере туризма и рекреации заключено 147 соглашений общим объемом инвестиций более 50 млрд руб., из которых уже вложено 12,7 млрд руб.

Из запланированных 2,7 тыс. рабочих мест сейчас создано почти 900. 26 проектов введено в работу.

Арктика – регион, расположенный вдоль Северного Ледовитого океана. Поэтому строительный сезон достаточно короткий. Поэтому государственные меры поддержки в рамках преференциального режима, способствуют предпринимателям более ускоренному вводу в эксплуатацию своих объектов.

Кроме этого, большим потенциалом обладает круизный туризм. Развитие этого направления осложнено недостатком комфортабельных круизных пассажирских лайнеров ледового класса и нехваткой причальной инфраструктуры – как морской, так и речной.

Так, при финансовой и организационной поддержке 1 июня 2025 года из порта Мурманск на Шпицберген стартовал первый за 27 лет прямой морской рейс с туристами на борту. Его выполняет научно-исследовательское судно «Профессор Молчанов». Рейс организован по поручению вице-премьера Юрия Трутнева и министра по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексея Чекункова.

— Какие еще меры поддержки важны для устойчивого развития туризма на Севере?

— Конечно, очень важно формировать спрос на отдых в Арктике. Информировать наших граждан о возможностях отдыха и путешествий.

По поручению Президента России в 2025 году Всероссийский конкурс «Дальний Восток — Земля приключений» распространен на Арктику и введена специальная номинация «Арктическое путешествие».

Совместно с АНО «Национальные приоритеты» Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики системно занимается вопросами продвижения и популяризации туризма в Арктике.

Интересные статьи:

► ПМЭФ-2025: гостиничная сфера на пороге масштабных перемен
► Когда пора к обновлению: как отельерам распознать сигналы для реновации и не прогадать с концепцией
► Кирилл Иртюга: «Рынок не сможет бесконечно поглощать новый номерной фонд без стратегического управления»

Хотите больше актуальной и эксклюзивной информации?

Подписывайтесь на Телеграм канал ►


Источник