Как гостевым домам пройти классификацию: гайд и чек-лист для владельцев

Колонка эксперта Марина Гончаренко – исполнительный директор платформы Bronevik.com

Реформа туристической отрасли, которая началась в этом году с изменения правил классификации отелей, продолжается.

В своей колонке Марина Гончаренко, исполнительный директор платформы Bronevik.com, подробно рассказывает, как владельцам гостевых домов оценить соответствие своих объектов требованиям закона и подготовиться к процедуре самооценки.

С 1 сентября стартовал эксперимент по классификации гостевых домов, который продлится до конца 2027 года.
Закон 127-ФЗ впервые закрепил само понятие «гостевой дом» и обязал объекты из 17 регионов и федеральной территории «Сириус» пройти самооценку и зарегистрироваться в реестре Росаккредитации. На момент этой публикации он фактически действует в Республике Крым и Ставропольском крае, Ростовской области и в Сириусе – остальные субъекты готовят нормативные акты для запуска процедуры.

Уже сегодня владельцам гостевых домов необходимо четко понимать: соответствуют ли их объекты критериям закона и могут ли они продолжать работу в том же статусе. И это касается не только «экспериментальных» регионов: административная ответственность за неправомерное использование категории «гостевой дом» с 1 января 2026 года предусмотрена для объектов по всей стране.

Кратко – какие объекты теперь можно называть «гостевыми домами»

Итак, согласно новому закону, гостевой дом:

  • размещается на земельном участке для ИЖС, садоводства или личного подсобного хозяйства;
  • не является самовольной постройкой и не имеет претензий со стороны органов местного самоуправления или суда;
  • принадлежит физлицу, зарегистрирован в ЕГРН с подтверждением права собственности;
  • имеет до 15 комнат и рассчитан на одновременный прием до 45 гостей;
  • является единственным гостевым домом в собственности у владельца.

Подробные требования к площади и обстановке комнат, оборудованию санузлов и общественных зон, услугам и др. изложены в законе и положении о классификации гостевых домов

Также на деятельность гостевых домов теперь распространяются:

  • санитарные и пожарные нормы;
  • закон о защите прав потребителей;
  • закон о персональных данных;
  • правила по уплате туристического налога – там, где он введен;
  • требования по миграционному учету гостей.

Что будет, если не пройти классификацию

Владельцы объектов, которые располагаются на территории эксперимента и соответствуют критериям гостевого дома, обязаны зарегистрировать их в Едином реестре объектов классификации в сфере туристской индустрии. Полученный номер и ссылку на запись в реестре нужно указывать при публикации любой информации об услугах – в том числе на своих сайтах и в сервисах бронирования.

С 1 января 2026 года гостевые дома, не внесенные в реестр, окажутся вне закона: они не смогут работать, рекламироваться и продаваться онлайн и офлайн.

Нарушителям грозят штрафы по статье 14.39 КоАП РФ: до 60 тыс. рублей для должностных лиц и до 300 тыс. рублей или 1/25 годовой выручки – для ИП и юрлиц.

Агрегаторы и другие сервисы онлайн-бронирования со своей стороны будут проверять, указаны ли в карточке объекта номер и ссылка на реестр, и соответствует ли информация официальным данным. В случае нарушений они будут скрывать объекты на своих витринах – до исправления. Некоторые сервисы, например Bronevik.com, уже имеют интеграцию с реестром и могут самостоятельно «подтягивать» данные из него.

Да, до 1 января 2026 года неклассифицированные гостевые дома могут продолжить деятельность и размещение в сервисах бронирования без опасения получить штраф. Однако откладывать не стоит: заблаговременное прохождение классификации снизит риски простоев, убытков и санкций. Тем более процедура самооценки для гостевых домов заметно проще, чем для отелей, и занимает меньше времени.

Чек-лист для владельца гостевого дома

1. Проведите аудит соответствия требованиям нового закона

  • находится ли ваш объект на территории проведения эксперимента;
  • соответствует ли он критериям положения о классификации.

Если вы попадаете в зону действия эксперимента, но по определению закона ваш объект не является гостевым домом, надо выбрать другую категорию. Возможно, он соответствует критериям гостиницы и может пройти классификацию в этом качестве. Или стоит выбрать категорию посуточной аренды, но тогда в объекте нельзя оказывать гостиничные услуги.

Та же рекомендация касается гостевых домов в регионах, не попадающих в зону эксперимента – напомним, что с 1 января 2026 года за неправомерное использование этой категории предусмотрены санкции. А значит уже сегодня надо начинать работать над новым позиционированием.

2. Решите вопросы, связанные с правом собственности:

  • если объект находится в общей собственности, получите согласие всех владельцев на прохождение классификации;
  • если на собственника зарегистрировано более одного гостевого дома, переведите «лишние» объекты в другую категорию (например, «отель» или «база отдыха») или поменяйте у них собственника.

3. Подготовьте другие правовые документы, необходимые для процедуры классификации. Список приведен в положении.

4. Пройдите классификацию на сайте Федеральной службы по аккредитации. Это делается в формате самооценки по инструкции.

5. Добавьте реестровый номер и ссылку на запись в реестре на все онлайн-площадки, на которых вы присутствуете: сайты, агрегаторы, отельные консолидаторы и др.

Любые новые требования доставляют владельцам туристического жилья некоторые хлопоты, но это тот случай, когда их исполнение пойдет только на пользу. Стандартизация и правовая определенность обещают укрепить доверие к гостевым домам, упростить их продвижение в онлайн-каналах продаж – то есть положительно повлиять на их загрузку и снизить зависимость от сезонности.

Кроме того, легализованные гостевые дома смогут привлекать инвестиции и претендовать на господдержку – например, участвовать в программах субсидирования.

Интересные статьи:

► Крымский парадокс: как регион нарастил турпоток в условиях турбулентности
► «Отель на практике»: когда «душа» встречается с «цифрой»
► Крымский туризм 2025: рекорды, тренды и вызовы для владельцев малого бизнеса

Хотите больше актуальной и эксклюзивной информации?

Подписывайтесь на Телеграм канал ►


Источник